Где читать

Где читать: «Подписные издания»

Продолжаю серию фотоэкскурсий по знаковым книжным местам. Сегодня наведаемся в легендарный петербургский магазин «Подписные издания». Заодно расскажу, почему, на мой взгляд, маленькие книжные магазины лучше больших. Библиотекари тоже найдут, что взять на заметку.

В октябре 2016 года благодаря фестивалю «Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗа» я побывала в Петербурге и первым делом отправилась в легендарные «Подписные издания».
Магазин был основан в 1926 году и последние полвека находится на Литейном, 57. Магазин полностью обновился в 2012 году и сразу же занял важное место в жизни читающих горожан.
Совладелец «Подписных изданий» Михаил Иванов рассказал интернет-газете «Бумага»:

Подход у нас в магазине дореволюционный — посмотрите на магазин купцов Елисеевых, видно, как они его любили, сколько вложили в него сил. Раньше вся торговля была такой. Это сохранилось в Европе, где каждый магазинчик — это особый маленький мирок, магазин-личность. У нас был плацдарм, поэтому нам было легче эту идею воплотить в жизнь.

Мы не хотели делать магазин для всех, но хотели, чтобы любому здесь было комфортно и уютно. Мы не разграничиваем людей на своих и чужих, к нам приходят и студенты, и пенсионеры, и бизнесмены, и депутаты. Постепенно очерчивается круг постоянных посетителей. Некоторых я уже узнаю в лицо, здороваюсь с ними за руку и хорошо знаю их вкусы.

Почему я так стремилась в «Подписные издания»?

Причин три:

Во-первых, грамотное книжное кураторство.

В интервью сайту Pro-Books Михаил Иванов говорит, что сам выбирает свои бестселлеры и старается удерживать цены на уровне ниже сетевых магазинов.

На поиск уникального продукта мы тратим много времени и сил, — добавляет он. — Нам неинтересно копировать чей-то ассортимент, копировать решения. Мы сами придумываем, как интересно сделать выкладку, как показать книгу. Например, у нас есть замечательные живые деревья: кофе и лимон, под ними мы сделали деревянные коробки для горшков, теперь самые интересные издания мы выкладываем там.

В эпоху колоссального выбора товаров и бесконечной рекламы, наше сознание становится перегруженным. Я, например, давно променяла изобилие «Ашана» на небольшой продуктовый поближе к дому.

Когда человек оказывается перед большим выбором, ему труднее принять решение: он стремится тщательно изучить все варианты. Это занимает много времени, уровень тревожности и раздражения возрастает. Гораздо проще и спокойнее мы выбираем из двух-трех вариантов, чем из десяти.

В хорошем маленьком книжном можно смело довериться кураторам. Они ориентируются в книжном мире и могут ограничить количество изданий на полках наиболее достойными. Вот, например, случайная полка в детском отделе: тут тебе и Марина Аромштам, и Мария Ботева, и  «Я воспитываю папу» Михаила Барановского, все можно смело брать.
Обнаружила даже навигаторы по современной отечественной детской литературе «Живые лица» — первый и второй выпуски.
Кураторство — это большая работа: нужно следить за постоянно обновляющимся ассортиментом пары сотен издательств, книжными ресурсами, премиями, рецензиями. Точно так же работают хорошие библиотеки — не берут все подряд.
Кроме того, в «Подписных изданиях» серьезно подходят к подбору персонала. Продавцы должны быть увлечены своим делом, хорошо знать представленную литературу и уметь подобрать книгу любому человеку в зависимости от его предпочтений.
Во-вторых, успешное сочетание разных функций. Кроме продуманных книжных разделов (самый большой из них детский — 6000 книг), в «Подписных изданиях» работает кофейня «Волконский» на три столика, читальный зал на «чердаке», канцелярский отдел.
В прикассовой зоне выставлены избранные открытки и мелочи для туристов и влюбленных в свой город петербуржцев.
Дизайнеры умело работают с пространством — на лестнице расположился журнальный отдел.
В интервью Михаил Иванов рассказывает:

Мы знаем, что за свои деньги покупатели сегодня должны получить максимальное количество услуг. Покупатель у нас имеет возможность пролистать книгу в читальном зале, упаковать ее в прекрасную бумагу авторской работы, может использовать wi-fi, выпить кофе.

Что удивительно, сочетая в себе столько функций и представляя столько книг (от пола до потолка), магазин не кажется тесным и перегруженным. Благодаря окну во всю стену, высоким потолкам и продуманному дизайну, даже при посещаемости 300-500 человек в день здесь чувствуешь себя свободно.
В-третьих, атмосфера. Любую книгу можно просто почитать за чашкой кофе или в читальном зале. Здесь проходят презентации, встречи с писателями, лекции. В уютной детской зоне можно полистать книжки-картинки и порисовать. Возникает ощущение, что тебя здесь ждут, тебе здесь рады, главная задача — не продажи, а создание культурного пространства, места досуга.
Также кураторы «Подписных» выступают в роли информаторов — выпускают мини-журнал о детских книжных новинках. В осеннем номере, который я с радостью забрала с собой, есть интервью с Мари-Од Мюрай и анонс ее визита в Россию в декабре по случаю выхода на русском языке книги «Мисс Черити». Посетителям «Подписных» повезло — чтобы пообщаться с французской писательницей, им не пришлось ехать в Москву на «Нонфикшн», «Подписные издания» организовали встречу с ней прямо в магазине.

В нашем городе часто бывает холодно и неуютно. Пространства, в котором горожанин может почувствовать себя комфортно, очень не хватает. Да, мы ставим перед собой задачу быть знаковым местом в Петербурге. Я бы хотел стать не узнаваемым и известным, а полезным для города, менять его к лучшему. Наша задача — приносить радость, делать это искренне. Ведь только так мы сможем отличаться, — отметил Михаил Иванов в беседе с Pro-Books.

В Москве такими же яркими проектами для меня стали детский книжный автобус «Бампер» и магазинчик-клуб «Я люблю читать». Они сочетают приятный дизайн, качественный ассортимент, компетентных сотрудников и интересные мероприятия. А цены ниже, чем в крупных книжных.