Практика

7 советов иллюстраторам с фестиваля «Морс»

Сегодня мы отправимся на фестиваль книжной иллюстрации «Морс»: найдем на выставке художника для моей новой книги, выберем на маркете лучшие книжки-картинки и запишем 7 ценных советов иллюстраторам от арт-директора «Самоката» Влады Мяконькиной и автора проекта «One day one sketch» Софии Коловской.

4-6 ноября в Москве во второй раз прошел фестиваль книжной иллюстрации «Морс». В прошлом году на фестивале мне понравилось, рада, что у нас появилась площадка, где иллюстраторы могут представить свои работы, посетить лекции и мастер-классы, просто пообщаться и встретить единомышленников. Для многих это момент самоопределения и первые шаги в карьере.

Выставка

Первый этаж здания занимает выставка, где я решила присмотреть художника для «Домика над обрывом», который выйдет в издательстве «Компасгид». Именно в этом организаторы видят основную задачу фестиваля — соединить иллюстраторов и заказчиков.
Иллюстрации Веры Маровой
Больше всего на выставке картинок с милыми зверятами. Иллюстраций для взрослых и подростковых книг на порядок меньше. Но это условия, продиктованные рынком.
Судить о том, насколько людям нравится выставка, можно по тому, как часто они фотографируют рисунки. И какие.
Иллюстрации Карины Лемешевой
С иллюстрациями многообещающего художника Ольги Гребенник в издательстве «BHV» скоро выйдут «Карельские народные сказки» и «Мольер, Моцарт и Пикассо из лисьей норы» Юлии Симбирской.
Иллюстрации Ольги Гребенник
И снова знакомый художник! Ирина Галкина проиллюстрировала «Сказку о храбром богатыре Узоне и его возлюбленной Наюн» Марины Бабанской. Об удивительной презентации этой книге я сделала подробный репортаж.
Иллюстрация Ирины Галкиной
Выставка продумана так, чтобы начинающие иллюстраторы и уже известные чередовались.

В этом году на выставке представлены работы не только русскоязычных иллюстраторов, но и современных художников из Италии, Испания, Англии, США, Голландии, Румынии, Кубы, Латвии, Литвы, Японии.

Иллюстрации Томи Унгерера

Томи Унгерер уже известен российским читателям по книгам «Эмиль, добрый осьминог» и «Три разбойника», которая вышла в издательстве «Самокат».

Иллюстрации Алессандры Вителли
А вот книги художницы из Неаполя Алессандры Вителли у нас еще не выходили. Она представила на выставке иллюстрации к вышедшей во Франции книге «Гуси Бабы-Яги» («Les oies de Baba-Yaga»). Вы удивитесь, но Баба-Яга — популярный персонаж во французской детской литературе. По сюжету маленького Ивана крадут гуси Бабы-Яги, и его сестра Ирина отправляется в избушку на курьих ножках вызволять брата.
Иллюстрации Маши Судовых

Вы еще не забыли, что мы ходим по выставке не просто так, а ищем художника для моей книжки? И вдруг надолго останавливаемся возле стенда Маши Судовых. За эти иллюстрации к «Летней книге» Астрид Линдгрен Маша в этом году получила диплом конкурса «Образ книги» в номинации «Новые имена».

Все, чего хотелось — двуцветные карандашные иллюстрации, даже сюжет и персонажи перекликаются — бабушка, внучка, домик над обрывом. Отправила ссылку издателю, окончательное решение за ним. И с чувством выполненного долга заканчиваю осмотр выставки.

Кроме выставки фестиваль «Морс» — это насыщенная программа лекций и мастер-классов, как для детей, так и для взрослых. Преподаватель Британской высшей школы дизайна Светлана Лядова показывает детям, как сделать книгу своими руками.

Ярмарка

А еще «Морс» — это книжный маркет и ярмарка иллюстраторов.
На фестивале бал правят, конечно, книжки-картинки.
Сотрудник издательства «Карьера Пресс» показывает бестселлеры автора и художника Ричарда Скарри.
На ярмарке иллюстраторов можно приобрести открытки, блокноты, постеры и другие товары напрямую у художников. Вот чемоданчик с открытками Анны Твердохлебовой, которая проиллюстрировала две книги Анны Никольской — «Дом, который уплыл» и «Порожек».
А вот открытки Маргариты Кухтиной, которая, кстати, тоже иллюстрировала Анну Никольскую — новинку «Потерялся Новый год». В блоге Маргариты начинающие иллюстраторы найдут море полезной информации. Начните с поста «Конкурсы и фестивали для иллюстраторов».
И, конечно, многочисленные товары для художников. Увидев скетчбуки Maxgoodz (у них есть даже с черными страницами!), пожалела, что я не художник.

Смотр работ

Еле оторвавшись от ярмарки, идем на второй этаж. Особенно меня интересует, как проходит смотр работ.
Преподаватель Британской высшей школы дизайна Светлана Лядова закончила детский мастер-класс и переместилась в зону «смотра работ». К ней выстроилась приличная очередь молодых иллюстраторов.
Светлана смотрит работы всех желающих и дает рекомендации. Думаю, для иллюстраторов это одно из наиболее ценных мероприятий фестиваля. За три дня работы можно было показать представителям издательств «РОСМЭН», «Самокат», «Компасгид», агенству «Pic-O-Matic» и другим профессионалам.

Лекции

Лекция иллюстратора Софии Коловской называется «Как стать иллюстратором: от мечты к действию».

Ее совет №1: рисовать каждый день, хотя бы 20 минут.

Уже третий год София ведет паблик «One day one sketch», где каждый день публикует новый скетч для 19000 подписчиков. Рекламы в паблике нет («Реклама воспринимается подписчиками негативно»), зато паблик помогает Софии находить заказы. Также среди ее проектов неформальный путеводитель «Петербургский алфавит».

Совет №2: занимайтесь продвижением своих работ в соцсетях.

Как? Вот несколько правил Софии Коловской:
  • Instagram — самый быстрый способ набрать аудиторию
  • Не ведите более двух соцсетей — устанете, комментирование отнимает слишком много времени
  • Публикуйте контент регулярно, иначе вас забудут
  • Честно рассказывайте о своем опыте, в том числе о неудачах. Люди хотят читать правдивые истории
  • Экспериментируйте, пробуйте новые техники и темы. Одно и то же подписчикам может наскучить.

Арт-директор издательства «Самокат» Влада Мяконькина посвятила свою лекцию тому, чего от начинающих иллюстраторов ждут в издательстве.

Совет №3: иллюстратор должен знать:

  • основы Adobe InDesign
  • как устроена книга (если слова «авантитул» и «нахзац» вы слышите впервые, загляните в эту инфографику от РИА-Новости)
  • правила построения макета (поля, шрифты) и подготовки иллюстрации для верстки.

Совет №4: правильно оформляйте портфолио, когда обращаетесь в издательство.

Меня зовут Иван Петров. Вот ссылка на мои работы: https://www.behance.net/gallery/99999/IvanPetrovМой адрес и телефон: petrov@почта.ком, 8 999 999 99 99 Не надо присылать портфолио весом 300 мегабайт. Нужна ссылка на сайт, где можно посмотреть ваши работы. 

Совет №5: выгоднее работать на российском рынке, чем на западном.

Там слишком высокая конкуренция.

А вот в чем нуждается рынок детской иллюстрированной книги в России:

  • Книги для самых маленьких (от 0 до 3 лет)
  • Познавательные книги, nonfiction
  • Современно иллюстрированная классика (кроме «Алисы в Стране Чудес»)
  • Развлекательно-развивающие книги

Что можно предложить зарубежному рынку детской иллюстрации:

  • То, чего у них нет! Например, самобытные русские иллюстрации
  • Темы, связанные с Россией, адаптированные для детей.

Совет №6: приносите в издательство не отдельные картинки, а готовые напечатанные книжные проекты.

Это профессиональный подход. Не «дайте мне какую-нибудь книжку проиллюстрировать», а «вот, возьмите, у меня есть книга».

Совет №7: будьте готовы поначалу работать много за небольшие деньги и без всяких гарантий.

После лекции на смотр работ к Владе Мяконькиной выстроилась огромная очередь. Чтобы успеть обсудить работы всех желающих, приходится ставить таймер на 5 минут.

Влада Мяконькина выделила в современной книжной иллюстрации две проблемы:

  • во-первых, в большинстве российских ВУЗов не учат книжных иллюстраторов. Художники не представляют, как верстать и делать книги. Видимо, из-за нехватки практических занятий недавние выпускники плохо разбираются в особенностях работы с макетом и подготовки книги к печати.
  • во-вторых, «талантливых людей много, а трудолюбивых и талантливых — очень мало». Далеко не все могут довести проект до конца.
Арт-директор поделилась долгосрочными планами: устроить издательский конкурс для иллюстраторов и открыть свою школу книжной иллюстрации. Школа — это пока мечта. А вот конкурс от «Самоката» скорее всего станет реальностью в ближайшее время (UPD — уже стал, называется «Книга внутри»).
Влада Мяконькина подчеркнула, что издательство находится в постоянном поиске готовых книжных проектов, и конкурс мог бы в этом помочь.
Сколько впечатлений за один день! За три дня фестиваля прошла 21 лекция, 15 мероприятий для детей и 9 мастер-классов для взрослых. С интересом жду, что придумают организаторы в следующем году и рекомендую всем иллюстраторам.