Интервью

Марина Аромштам: «О подростковых книгах должны рассказывать сами подростки»

8 сентября 2016 года детская редакция «Папмамбука» получила премию «Ревизор» в номинации «Лучший всероссийский проект по продвижению чтения». Я с большим интересом слежу за работой детской редакции и рубрикой «Подростки о новых книгах», которая собирает больше просмотров, чем материалы взрослых авторов. Поэтому я попросила главного редактора «Папмамбука», писателя и педагога Марину Аромштам рассказать, почему подростки должны сами выбирать и оценивать книги и как их отзывы могут помочь взрослым.

— Марина Семеновна, «Папмамбук» многим известен как сайт «для тех, кто читает детям». Почему вы решили добавить раздел о подростковых книгах? Ведь подростки уже читают сами.

— Да, мы рассказываем о книжках для маленьких — от 2 до 8 лет. «Папмамбук» был задуман как альтернатива школьному подходу к чтению и ориентирован на родителей. Это попытка поддержать семейную педагогику, ведь если кто и может сформировать у ребенка привычку к чтению, так это родители – прежде всего, читая ребенку вслух. Но дети растут, и перед читателями сайта встает новый вопрос: что делать, когда ребенок дорос до подросткового возраста? Как увлечь его чтением? Каждый хочет найти «волшебную» книгу, которая перевернет жизнь подростка и превратит его в «человека читающего». Учителя мечтают найти книгу, которая совершит такое превращение с целым классом.

— Почему вы решили поручить эту рубрику подросткам, а не профессиональным экспертам? Все-таки родители больше доверяют экспертному мнению.  

— Мне кажется, не совсем правильно искать книги для подростков, руководствуясь исключительно мнением взрослых.

На мой взгляд, о подростковых книгах должны рассказывать сами подростки. И нужно уважать их мнение. Говорить, что ребенок в младшем подростковом возрасте ничего не понимает, не может сам выбрать книгу для чтения — это неуважение к ребенку. Даже маленький ребенок интуитивно выбирает книгу, которая нужна ему в данный момент жизни, хотя он еще и не может рационально обосновать свой выбор. А уж что говорить о подростках, которые читают самостоятельно и вообще стремятся к самостоятельности.

Кроме того, взрослым и детям могут нравиться совершенно разные книги. Если какая-то книга нравится учителям начальных классов, это совсем не означает, что книга непременно так же сильно понравится ученикам: дети воспринимают написанное с точки зрения своего жизненного и культурного опыта, у них совсем другое восприятие. Можно сколько угодно ругать «Гарри Поттера», можно говорить, что есть книги более интересные, более качественные с точки зрения языка (это не мое мнение, это я воспроизвожу то, что слышала от разных уважаемых взрослых о книгах Джоан Роулинг). Но с появлением этого многотомного фэнтезийного романа втянутыми в чтение оказались дети, которые до этого не проявляли особого интереса к книгам. И если сделать «Гарри Поттера» недоступным, это вовсе не означает, что они тут же пойдут читать то, что им предлагают взрослые.

Члены детской редакции «Папмамбука»

— Как вы выбирали подростков, которые вошли в детскую редакцию «Папмамбука»?

— Перед нами стояла сложная задача: найти не просто читающих подростков, но таких, которые захотели бы письменно высказываться о прочитанном. И ничего у нас не получилось. Вскоре выяснилось, что подросткам нужны условия состязательности, их это очень стимулирует. Так возникла идея конкурса «Книжный эксперт XXI века», который в 2016 году прошел уже в четвертый раз.

В пилотном сезоне приняли участие 200 человек, возраст участников — от 10 до 14 лет. В следующем сезоне мы активно продвигали конкурс и удалось привлечь 1100 детей, в 2015 году — 800, а в 2016 — 230.

— Как вы можете объяснить этот спад? 

— Наверное, мы уже собрали всех читающих и пишущих детей со всех регионов (смеется). Пока мы решили, что на этом остановимся. Через два с половиной года после начала конкурса мы поняли, что есть дети, которым можно доверить экспертную оценку книг, и создали детскую редакцию и рубрику «Подростки о новых книгах».

— Как проходил конкурс, какие требования предъявлялись к работам?

— Для конкурса каждый участник писал два эссе по прочитанным книгам, которые выбрал сам. Дети писали не о том, что мы им предложили, не книги из какого-то заданного списка, а о том, о чем им захотелось написать. Главное условие конкурса было сформулировано в качестве слогана: «Сам читаю – сам пишу».

И, конечно, были эссе по «Гарри Поттеру», «Голодным играм», «Котам-воителям».  Довольно много. Но были и совершенно невообразимые — по Чехову, Хармсу, «Тарасу Бульбе», «Чапаеву и пустоте». Набор книг был очень разный. В жюри входили эксперты «Папмамбука» — филологи, педагоги, писатели, издатели, библиотекари. В оценке работ учитывался уровень владения русским языком.
Церемония награждения победителей конкурса «Книжный эксперт XXI»

— Почему так важно, чтобы ребенок выбирал книгу сам? 

— По-настоящему интересно человек может написать только о том, что его волнует. Когда мы заставляем детей писать сочинение по произведению, которое его не тронуло, это некоторое насилие над его природой. Еще важно, чтобы ребенок выбрал не просто книгу, которая ему интересна, а такую, о которой ему есть что сказать.

Эссе, набравшие на конкурсе проходной балл, публиковались в рубрике «Мне больше 10 и я читаю это». За три года конкурса мы получили своего рода социологический срез, панораму добровольного детского чтения.

— Как эта рубрика может помочь родителям, учителям?

— Можно присмотреться к часто упоминаемым книгам — значит, чем-то они привлекают подростков. Конечно, нужно учитывать, что это выбор не среднестатистического подростка, а участников нашего конкурса — читающих и пишущих детей.

А в рубрике «Подростки о новых книгах» пишут победители конкурса, то есть те дети, которые после конкурса стали членами детской редакции.

Если взрослый хочет подобрать подходящую книгу для ребенка, можно посмотреть материалы рубрики «Подростки о новых книгах» вместе с ним: ребенок может заинтересоваться тем, что читают его ровесники. Можно прочитать, что об этой книге написано. А можно посмотреть на обложку. Дети реагируют на обложки, это ведь не просто украшение, а практическая, «говорящая» вещь.

Для каждого материала указано число просмотров. У детских материалов просмотров часто больше, чем у «взрослых». Это квалифицированные, качественные высказывания о книгах.

— Как устроена работа детской редакции?

— Детская редакция работает так же, как и взрослые эксперты: издательства, которые заинтересованы в том, чтобы об их книгах написали, присылают нам пресс-релизы. Мы рассылаем эти релизы детям-экспертам. Эксперт знакомится с релизами и выбирает книгу, которая его заинтересовала. (Может выбрать , а может и не выбрать.) Издательство отправляет ему эту книгу почтой — даже если подросток живет в Караганде или на Сахалине. Это очень важный момент. Среди наших экспертов подросткового возраста есть дети из разных регионов. И они в результате получают доступ к новым книгам столичных издательств. В библиотеки эти книги могут прийти лишь через несколько лет. Если книгу  захотели прочитать два или три ребенка-эксперта, издательство отправляет посылку каждому.
— А если книга не понравилась? Отрицательную рецензию написать можно?

— Видите ли, я всегда подчеркиваю: мы не сайт рецензий. И дети наши не пишут рецензий. Рецензия — это особый филологический формат, когда критик разбирает книгу с точки зрения ее литературной ценности: оценивается композиция, язык, образная структура. Мы рассказываем о своем понимании прочитанного, о своих переживаниях в связи с этим. Это очень важно для подростка — высказать свои переживания.Подростки читают не за тем, чтобы анализировать книгу с литературоведческой точки зрения. Они читают, чтобы понять что-то о себе. И книга им в этом либо помогает, либо нет. Или ставит перед ними много новых вопросов. Подросток может написать «Я не понял и вот почему» — такое мы опубликуем. Мы проговорили с детьми разницу между рецензией и эссе и договорились, что они будут писать эссе.

Возвращаясь к вопросу отрицательных отзывов: если эксперт получил книгу и она не оправдала его ожиданий или ему нечего о ней сказать, никто не заставит его о ней писать. Нет никаких обязательств. Отрицательных отзывов мы не публикуем.

Я осторожно говорю детям: для критика нет ничего более сладостного, чем ругаться. Сила отрицательной энергии очень возбуждает, мы чувствуем себя выше и больше автора, которого критикуем. Это не годится. Особенно по отношению к современной литературе. Нельзя раздавать безапелляционные оценки. Если какая-то книга не нравится одному, это не значит, что для другого она не может стать лекарством в его жизненной ситуации. Каждый читатель ищет свою книжку.

Член детской редакции «Папмамбука» Анна Клыкова с премией «Ревизор»

— Можно ли ожидать, что со временем «подростковый раздел» перерастет в самостоятельный сайт? 

— Мне бы хотелось создать сайт для общения подростков «вокруг книги» — чтобы форматы общения были более свободными и разнообразными. И такой проект мы разработали. Но все требует времени и средств.
Пока мы расширили раздел, в котором публикуем авторов подросткового возраста. Сейчас он называется «Подростки о чтении и о себе».

Сейчас там три рубрики. Кроме рубрик «Мне больше десяти, и я читаю это!» и «Подростки о новых книгах», появилась рубрика «Я подумал, что…». Здесь мы публикуем материалы письменных дискуссий, обсуждения свободных тем, связанных с чтением. Последний материал «Читают ли подростки «тяжелые книги»» вызвал большой интерес у посетителей сайта. Взрослого «голоса» в этих материалах нет – только детские высказывания. Но они поражают своей глубиной, силой и откровенностью. Подростки иногда могут сказать то, что взрослый высказать не решится. А высказать это очень важно.

Но детская редакция – это не какое-то устойчивое «формирование». Это довольно хрупкая субстанция, жизнь которой предопределить невозможно. Дети растут, и у них появляются другие заботы. Дети теряют интерес к тому, что мы можем им предложить. Дети попросту устают… Как поддерживать жизнь детской редакции, как сделать ее развивающейся структурой – это вопрос. Ответ на него, я думаю, мы будем искать вместе с детьми. Делать что-то вместе с детьми – самый правильный способ существования.