Практика

О чем спорят критики детской литературы

Главными героями семинара «Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗа» в этом году стали критики. Подробные статьи или краткие обзоры? Положительные рецензии или честные? Легко ли обижать писателей? Где читать самые интересные рецензии? Продолжаем знакомство с критиками детской литературы, начатое в материале «Кому нужны критики».

Ехать на «детгизовский» семинар в этом году было страшновато. Наш добрый уютный писательский кружок — и вдруг критики!
Писателей вызывали к доске и отчитывали. Похвалы, впрочем, тоже случались. Высокой оценки удостоились пока неопубликованные стихи для подростков Кристины Стрельниковой и повесть Ларисы Романовской «Удалить эту запись?».

Добрый критик, злой критик

В ходе обсуждения текстов критики разделились на две неравные группы: тех, кто не боится «ругать» и тех, кто предпочитает промолчать или отметить только положительные качества написанного. Несмотря на стереотип «критикам лишь бы ругаться», «добродушная» группа оказалась более многочисленной. Но те, кто высказывался честно и жестко, были громче и заметнее.

Отметила для себя, что критики, которые сами пишут художественные тексты (а таких на фестивале половина), были склонны хвалить произведения или молчать. А если уж решали высказать замечание, то делали это спокойным доброжелательным тоном.

С другой стороны, быть добрым и вежливым в нашем обществе правильно, похвально и безопасно. Быть жестким и прямолинейным — смело, но чревато.

В течение трех дней фестиваля неоднократно поднимался вопрос «комплиментарной» или, как говорит Алена Бондарева, «беззубой» критики. СМИ предпочитают хвалебные рецензии. Например, «Папмамбук» вообще не публикует отрицательных отзывов, политика сайта — рассказывать только о хороших книгах. Хорошо это или плохо? Правильно или неправильно?
Обозреватель Евгения Шафферт
Обозреватель, эксперт конкурса «Книгуру» Евгения Шафферт сказала:

Вот дружу я с писателем, читаю его новую книгу и вижу, что она плоха. Я должна промолчать? Это больно. Я за честность.

«Тогда вы будете одиноки, — ответил ей Павел Крючков, ведущий колонки «Детское чтение» в журнале «Новый мир». — Но честность — это правильно».
Писатели Евгения Басова, Наталия Волкова, Анна Игнатова

Критик — работа опасная и эмоционально сложная. Мне, например, на публичный отрицательный отзыв не хватит духа.

Но как читателю, отрицательные рецензии мне интересны. Это добавляет просматриванию книжных сайтов азарта — похвалили или поругали? А если поругали, то какие привели аргументы? Ведь недаром в журналистике «лучшие новости — это плохие новости».

​Вопреки распространенному мнению «критиковать легко, а ты попробуй сам напиши!», писателей гораздо больше, чем критиков. Взгляните на статистику «детгизовского» фестиваля: от критиков поступило всего 26 заявок (против 251 от прозаиков и 69 от поэтов).

Писатель и критик Ирина Лисова

Критиками вынуждены становиться сами писатели: Ирина Лисова (Павлова) регулярно пишет статьи о детской литературе, Елена Борода (Владимирова) сотрудничает с журналом «Переплет», Елена Ленковская начинает колонку о детской литературе в журнале «Урал», поэт Ольга Лишина (автор текстов песен для группы «Мельница») публикует свои рецензии в блоге.

Критики против обозревателей

И снова критики разделились на два лагеря: одни за подробные статьи с уклоном в аналитику и литературоведение; другие — за краткие обзоры, которые сориентируют читателя в литературном потоке.
Библиограф РГДБ, главный редактор «Библиогида» Алексей Копейкин
Главный редактор «Библиогида» Алексей Копейкин сказал:

Читателю нужен не столько критик, сколько навигатор, нужны обозреватели вроде Евгении Шафферт. А критика — это для очень узкого круга.

С ним согласился обозреватель Павел Крючков:

За навигацией, краткими обзорами массовость, приоритет и читатель.

Николай Крыщук
Писатель и публицист Николай Крыщук возразил: «Критика нужна писателю и  читающему человеку. Литературный процесс нуждается в рефлексии».
«А по-моему, критик только всем мешает, — заметил критик, библиограф РГДБ, литературовед Кирилл Захаров. — И писателю и издателю».

Что читать?

Если вам интересны большие критические статьи, то их вы найдете в «толстых» журналах «Октябрь» (периодически выпускают «детские» номера) и «Урал» (есть рубрика «Детская»). Архивы журналов доступны онлайн.

Из участников фестиваля за подробную литературоведческую критику отвечают:

Если предпочитаете обзоры, ваш выбор гораздо шире:

И это еще не полный список.

Обозреватели Наталья Савушкина и Ольга Лишина

«ДЕТГИЗ» выпустит сборник критики

Результатом работы семинара критики должен стать сборник статей участников. Директор «ДЕТГИЗа» Алла Юрьевна Насонова надеется, что это будет не аннотация, не навигация, не злобная рецензия, а проза о литературе.

Статьи будут написаны специально для сборника с учетом того, чему критики научились на семинаре.

А научились они вот чему:

Сборник почти наверняка выйдет крошечным тиражом 100-300 экземпляров и разойдется по библиотекам, но я его очень жду — может получиться портрет новейшей детской литературы глазами молодых, но уже профессиональных критиков.

Надеюсь, что сборник поможет нам разобраться в тенденциях — как и о чем говорит современная детская литература, как она меняется, как соотносится с зарубежной. Для писателей и издателей это редкая возможность взглянуть на себя со стороны. А это необходимо, если мы хотим развиваться и делать такие книги, которые оценят не только у нас, но и за рубежом.