Практика

Кому нужны критики? Рассказывают эксперты

В этом году петербургский фестиваль «Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗа» был посвящен литературной критике. Эксперты обсудили состояние и проблемы современной критики детской литературы, попытались найти решение и вспомнили завещание, которое оставил критикам Корней Чуковский. Под прикрытием писателя я приехала на фестиваль и все для вас законспектировала.

Детская литература у нас есть — это уже все знают. И не просто есть, ее очень много — и хорошей, и плохой, и обычной, и неординарной. Разбираться в этом потоке становится все сложнее. Читатель нуждается в навигации.

Так подумали в «ДЕТГИЗе» и решили впервые позвать на семинар не только прозаиков и поэтов, но и девять молодых критиков. Всего заявок на семинар критики поступило 26 (против 251 на прозу и 69 на поэзию), так что с критикой и правда не все гладко.

Кирилл Захаров и Татьяна Рудишина
Тренировать молодых критиков будут главный редактор «Библиогида» Алексей Копейкин, исследователь детской литературы Евгения Путилова, литературный обозреватель и критик Павел Крючков, главный библиотекарь ЦГДБ им. Гайдара г. Москвы и редактор журнала «Библиотека в школе» Татьяна Рудишина, библиограф, критик, эксперт конкурса «Книгуру» Кирилл Захаров.
Семинаром критики руководит петербургский писатель и публицист Николай Крыщук, много лет проработавший редактором издательства «Детская литература», журналов «Нева» и «Аврора».
Первый день фестиваля посвящен выступлениям экспертов. Детская литературная критика возвращается в мейнстрим — журналы «Октябрь» и «Дружба народов» выпускают «детские» номера, в «Новом мире» печатается колонка «Детское чтение с Павлом Крючковым». Там и тут появляются отдельные статьи, но этого катастрофически мало.
Евгения Путилова, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, автор книги об истории детской литературы в России до 1930-х г.г. «Золотых ступенек ряд», составитель трехтомника «Четыре века русской поэзии детям», напомнила собравшимся слова С.Я. Маршака:

Литература без критики подобна улице без фонарей.

Евгения Оскаровна сказала, что необходимо создать профильный журнал критики, который и станет для общественности таким фонарем. Она также выразила сомнение, что маяком для читателя могут служить литературные премии, которых становится слишком много.
Валентин Головин, руководитель центра исследований детской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, представил научный журнал «Детские чтения» и бегло коснулся истории российской критики детской литературы.

В 1911-1916 г.г. интерес к детской книге в России растет, и критика детской литературы из отдельных статей в «толстых» журналах вырастает в два самостоятельных издания — «Новости детской литературы» в Москве и «Что и как читать детям» в Санкт-Петербурге.

Издания ориентировались прежде всего на родителей, аннотировали весь поток детской литературы, публиковали критические и литературоведческие статьи о детских книгах, иллюстрации, периодике, а также освещали вопросы руководства детским чтением и воспитанием.

Головин также выделил некоторые тенденции развития отечественной литературной критики:

  • по большей части, не литературоведческая
  • повторяет одни и те же темы
  • напоминает о родовой травме детской литературы (выросла из литературы педагогической, и то и дело появляется «моральный хвостик»: «Надо, надо умываться»)
  • поднимает вопрос цензуры — надо это читать детям или не надо?
  • появление «наивной критики» (о произведениях много высказываются неспециалисты — родители, обыкновенные читатели).
Павел Крючков, литературный критик, научный сотрудник Дома-музея Корнея Чуковского, рассказал о Чуковском как критике детской литературы.

Самой заметной критической статьей в детской литературе и сегодня остается опубликованная в 1912 году статья Чуковского о Лидии Чарской. Она имела оглушительный резонанс, ее вспоминают до сих пор, и для многих экспертов она является образцом.

В конце жизни Чуковский говорил: «Моя основная профессия – литературная критика».

Он оставил своего рода «завещание» критикам, Павел Крючков процитировал:

Критик обязан изучить свой материал досконально. Чтобы написать небольшую статейку о плодовитой беллетристке Лидии Чарской, я прочитал все шестьдесят четыре ее книги.

Критические статьи должны быть изящно построены. Каждая критическая статья для меня — произведение искусства (может быть, плохого, но искусства!).

Пишите так, чтоб было ново, никем не подмечено. Изучайте текст до тех пор, пока не подметите его лейтмотив, его доминанту. Чтобы подмеченное не было случайным признаком, а самым существенным, главным, основным.

Поэт Вадим Левин сказал, что детским писателям критика очень нужна, и вспомнил совет, данный ему Маршаком:

Детские стихи должны проверяться дважды: детьми и взрослым с тонким вкусом. Если стихи нравятся обоим — все в порядке. Если только взрослому, это, вероятно, не детские стихи. Если только детям, это не стихи вообще, это халтура.

Тему «наивной критики» продолжила Татьяна Рудишина. По ее словам, о детской литературе сейчас активно пишут сами родители на форумах и в соцсетях.

Она также представила новый выпуск ежегодного каталога «100 лучших новых книг для детей и подростков», который при поддержке издательств «Самокат» и «Гранд-Фаир» составляет ЦГДБ им. Гайдара г. Москвы. «Гайдаровка» распространяет каталог по библиотекам, проводит конкурс детских рецензий по произведениям, вошедшим в каталог.

Добавлю, что похожий аннотированный каталог «Детям и о детях» составляет под руководством Алексея Копейкина отдел рекомендательной библиографии Российской государственной детской библиотеки. Сегодня это два наиболее авторитетных навигатора по детской литературе.

Алексей Копейкин определил свою работу как «коллекционирование литературных артефактов и раскладывание их по полочкам». Задача критика, по его мнению, состоит в том, чтобы «выстраивать для читателя внятную систему координат, так как критик лучше ориентируется в литературном мире».

Слово взяла писатель, искусствовед, лауреат конкурса «Книгуру» Елена Ленковская, которая приехала на семинар критики обучаться, и точно и структурированно обрисовала состояние современной критики детской литературы:

  • Критика, в основном, имеет рекламный характер, преобладает «комплиментарность»
  • В информационном поле, по большей части, читательские отзывы, эссе, интервью, содержание круглых столов, обзоры, но не критические статьи.
  • Каталоги, рекомендательная библиография — это авторитетное экспертное мнение, но не критика. Критика — это анализ, истолкование текста. Сейчас критики заняты оценкой и отсевом, а нам нужны аргументы.

Татьяна Рудишина выразила опасение, что «некомплиментарная» критика может напугать библиотекарей, они не будут заказывать те или иные книги.

Ленковская обратила внимание присутствующих на литературные премии:

  • Читатели, издатели, библиотекари ориентируются на премии. «Книгуру» и премия им. В.П. Крапивина — две самые влиятельные премии, которые формируют восприятие того, какой должна быть детская литература. Но в «Книгуру» мы не слышим мнения экспертов, только детского жюри.
  • Развитие литературной критики возможно рычагами премий. Интересен пример премии в области фантастики «Новые горизонты». На сайте премии публикуются подробные рецензии известных критиков на тексты номинантов.
Напоследок Ленковская сообщила, что начинает вести колонку о детской и подростковой литературе в журнале «Урал», что лично мне прибавило оптимизма. Ленковская много лет занималась арт-критикой, состояла в литературном совете Крапивинской премии, и я с большим интересом жду ее статей.

Но вот в чем, на мой взгляд, проблема: если колонка Ленковской не будет доступна онлайн, до широкого круга родителей и руководителей детского чтения (ради которых все и затевается) она так и не дойдет. Тираж журнала «Урал» менее 2000 экземпляров. Для сравнения у сайта «Папмамбук» в сентябре было более 100 тысяч просмотров, у «Библиогида» — более 36 тысяч.

Говорить о создании бумажного журнала о критике, мне кажется, бессмысленно. Все переместилось в интернет, надо учиться зарабатывать не на продаже номеров, а на спонсорских проектах, нативной рекламе и партнерских ссылках. Гонорары, согласитесь, в известной мере повысят интерес к профессии молодых критиков.

Хочется, чтобы появился сайт детской критики, который собрал бы в одном месте колонки ведущих критиков (а их, к сожалению, не так много). Образцом может послужить онлайн-проект участницы семинара критики Алены Бондаревой «Rara Avis. Открытая критика». Он не полностью посвящен детской литературе, но о ней на сайте интересно пишут Марина Соломонова (также участница семинара) и Наталья Медведь, автор блога «Маленький читатель». В сентябре у сайта Бондаревой было 28 тысяч просмотров.